Озеро Севан (Севанаванк) - Дилижан (Гошаванк, Агарцин)

Никогда не угадаешь, куда забросит тебя судьба. Пару дней назад я мерзла в снежной Москве, и вот я уже на берегу прекрасного горного озера на высоте почти две тысячи метров. Передо мной ярко-синяя водная гладь, а вершины гор покрыты густыми снежными шапками. Зрелище завораживающее!

Севан – самое большое озеро на Кавказе. Его площадь 1240 кв.м. Максимальная глубина – 80 м. По одной из версий, впрочем, очень похожей на реальную историю, своим названием озеро обязано переселенцам с берегов теплого, почти никогда не замерзающего озера Ван. Берега озера, к которому они пришли, сначала понравились им, но потом кто-то воскликнул: «Нет, это не Ван, это сев («черный») Ван!», очевидно, тем самым выражая свое недовольство холодным горным климатом. А, по-моему, это озеро – идеальное место для созерцания.





По легенде чистую воду озера Севан в древние времена могли пить только боги и звезды. Прозрачная и чистая вода Севана имеет свойства зеркала – в ясный день она бирюзово-голубая, а когда небеса затягиваются низко нависающими над озером тяжелыми тучами, может показаться столь же темной и неприветливой. Но в любую погоду пейзажи Севана невероятно прекрасны.













Одной из главных достопримечательностей около озера Севан является монастырь Севанаванк. Его история хоть и древняя, но не такая уж и яркая, по сравнению с другими местами Армении. В 9 веке на острове озера появляются монахи и устраивают небольшую обитель. В 847 году по велению принцессы Мариам, дочери царя Ашота I, основывается монастырь, после чего появляются первые церкви. Также монастырь известен тем, что в нем останавливался царь Ашот II Железный перед сражением с арабами за Аникийское царство.

На территории монастыря находятся две церкви - Сурб Аракелоц (Святого Апостола) и Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Они очень сильно отличаются от большинства армянских церквей своей простой, если не сказать грубой отделкой. Они построены из больших черных блоков туфа, на которых нет ни сложной резьбы по камню, ни полировки. Но их красота – в древности. А на фоне синего неба и бирюзовой воды производят неописуемое впечатление.



Очень не хочется покидать это красивое место, но мы продолжаем нашу прогулку. И теперь мы отправляемся в Дилижан. Да-да, в тот самый город, в котором самая чистая вода, даже лучше, чем в Сан-Франциско, и который так хвалил Рубик Хачикян из знаменитого фильма «Мимино». Говорят, что если бы в раю был лес, горы и минеральные источники, то рай непременно был бы похож на Дилижан. Кто знает, может быть, именно так оно и было бы.

























Одним из прекраснейших образцов средневековой армянской архитектуры является Монастырь Гошаванк, удобно расположившийся среди живописных лесов Дилижана, в селе Гош.

Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1188 году, когда землетрясением был разрушен монастырь Гетик, и на его месте, на средства князя Ивана Закаряна, построили новый, получивший название Нор-Гетик (Новый Гетик). Второе свое имя – Гошаванк - монастырь получил в честь выдающегося армянского мыслителя и государственного деятеля Мхитара Гоша, жившего в монастыре в 12-13 вв. Так началась история Гошаванка, ставшего центром образования и просвещения средневековой Армении.

А вот и памятник Мхитару Гошу. Фотография не очень удачная, из-за испорченного заднего фона строительным вагончиком, но пока в монастыре ведутся реставрационные работы, других фото сделать не представляется возможным.

Гошаванк – это не просто одинокий монастырь в окружении бурных горных рек и густых лесов, это целый комплекс, включающий в себя церковь Сурб Аствацацин (1196 г.) и Сурб Григор (1241 г.), а также книгохранилище и колокольню, основанную в 1291 г. В 13 веке здесь была основана и школа, где обучались будущие писцы и мыслители. Гошаванк стал не только духовным, но и культурным центром, объединяющим святую веру и знания под одним куполом.

Гошаванк построен в классической архитектурной манере – никаких лишних декоров и элементов. Все строения монастыря просты до предела. Поэтому оригинальные образцы хачкаров особенно выделяются на фоне идеальной простоты.

Завороженная окружающими красотами я, признаться, благополучно пропустила часть экскурсии, связанную с этим монастырем. Поэтому это все знания, имеющиеся у меня об этом месте. Да и строительные леса мешали мне насладиться им в полной мере. Может быть, однажды я вернусь сюда, чтобы рассмотреть все повнимательней. Например, поднявшись по тропинкам к часовне Святого Геворга (1254 г.), построенной на месте, где якобы Мхитар Гош любил проводить часы в размышлениях, любуясь на монастырь, по сути являющимся творением всей его жизни. Наверняка, оттуда открываются потрясающие виды.



Поселок вокруг монастыря кажется затерянным в горах. Правда, какая-никакая инфраструктура все же присутствует – несколько лавчонок продают сувениры и травы. И когда проходит первая волна восторга окружающими природными красотами, доселе невиданными, появляются мысли, далеко не восторженные и уж совсем не романтичные – как же тут живут люди? Неужели и в таких условиях можно жить?





















Ну, а мы продолжаем наш путь в едва ли не самое лучшее место в Дилижанском заповеднике – Агарцинское ущелье. Именно там мы полюбуемся на жемчужину ущелья, одно из самых таинственных мест Армении – монастырским комплексом 10-го века – Агарцин.



















Монастырь Агарцин уютно разместился среди густых дубовых лесов. Стройные, ухоженные здания монастыря необычным контрастом вписываются в дикую природу Дилижанского заповедника.

Свое название монастырь получил благодаря древнему селу Агарцин, от которого в настоящее время остались только руины. Монастырские строения были возведены в 10-13 веках. В комплекс монастыря входят три церкви – Сурб Григор (самое древнее монастырское строение, возведенное примерно в 10-11 веке), Сурб Аствацацин (главная церковь монастырского комплекса, построенная в 1281 году, имеет купол с 16-ю гранями, а на ее восточном фасаде расположен барельеф, изображающий двух человек в монашеских одеждах), и Сурб Степанос (самая маленькая церквушка, построенная в 1244 году, она была рассчитана на узкий круг молящихся).



На территории монастыря находится также трапезная, возведенная зодчим Минасом в 1248 году. Царская усыпальница рода Багратуни, от которой сохранились надгробные плиты с именами царей Смбата и Гагика. Рядом с трапезной сохранились остатки кухни, а возле собора Сурб Аствацацин – остатки притвора.







Старое ореховое дерево - ровесник монастыря. За его многовековую историю в дерево дважды ударяла молния, дерево пострадало, но выжило. А недавно каким-то уродам пришла в голову идея развести костер в дупле… Надеюсь, эти ростки живые, и дерево снова оживет.

Места вокруг – изумительные! Серпантином петляющая дорога, лесистые горы, цветущие плодовые деревья.







Сюда обязательно стоит вернуться, чтобы подышать свежим запахом вековых сосен, погулять по берегам чистейшего озера Парз. Да и просто стоит вернуться!

Наша поездка заканчивается, нам пора возвращаться в Ереван. Но напоследок мы заезжаем в еще одно симпатичное местечко. Это любимые герои фильма «Мимино» - Рубик Хачикян, Валико Мизандари и… генерал Волохов около целебного родника. Такой сцены в фильме не было, втроем они не встречались. Но таким образом автор скульптуры пытался показать дружбу армянского, грузинского и русского народов.

На сегодня все, а дальнейшая наша поездка – в Джермук, на воды.