Сагмосаванк – Памятник армянского алфавита – Крепость Амберд – Кармравор - Ошакан

Сегодняшняя прогулка начинается в самом высоком горном массиве Армении в области Арагац, над бездной ущелья реки Касах, где приютился древний армянский монастырь Сагмосаванк, и пройдет по маршруту, обозначенному в теме поста.

Объемы Сагмосаванка вырастают как бы внезапно, на зелени луга, прямо из берегового обрыва. По преданию монастырь основал Григорий Просветитель, а в 1215 году князь Ваче Вачутян возвел здесь храм Святого Сиона. Позже Сурб Сион оброс пристройками – с западной и южной сторон появились Церковь Святой Аствацацин (1235 год), притвор (1250 год) и книгохранилище (1255 год). Все эти сооружения и составляют монастырский комплекс Сагмосаванк.

Главный храм принадлежит к типу крестово-купольных церквей. Это сурового вида здание из темно-коричневого камня, каждая из его четырех сторон представляет крестообразный фасад. А в середине возвышается купол. Мощные порталы и вставленные в стены небольшие хачкары оживляют монументальную простоту стен.

Монастырь Сагмосаванк славился хранилищем манускриптов. Здесь создавались и копировались множество миниатюр-иллюстраций. Внутри сделаны специальные ниши для их хранения. Сам факт постройки книгохранилища указывает на значение этого монастыря. Печати тогда еще не было, книги переписывались вручную, изысканно оформлялись художниками и имели очень большую ценность. Поговаривают, что в те времена оплата создания копии Священного писания приравнивалась по значимости чуть ли не к постройке Храма. Рукописи ценили, тщательно охраняли, при возникновении угрозы перевозили из монастыря в монастырь, вследствие чего огромные массивы средневековой литературы зачастую погибали единовременно, когда враги захватывали тот монастырь, который считался самым надежным хранилищем.

Но окрестности монастыря Сагмосаванк заворожили меня еще больше, чем сам монастырь. Прекрасное и грозное ущелье реки Касах, на краю которого хочется стать птицей.



Никакая фотография, даже супер профессиональная, не сможет передать всей окружающей красоты. Мне кажется, именно в таких местах начинаешь по-настоящему чувствовать свою малость перед мощнейшими силами природы.

Монастырь на краю живописной пропасти смотрится одновременно фантастично и величественно. Все-таки Армения – магическое место, где удивительным образом храмы и природа органично дополняют друг друга. Невозможно представить одно без другого. Если в Армении есть храм, то природа вокруг является его продолжением. Если есть невероятный по красоте горный пейзаж, то там обязательно будет храм.





Пожалуй, самая впечатляющая фотография. Цветущая слива на фоне гор с белыми шапками - завораживает невероятно.

А вот и сама слива :)

А вокруг бурлит обычная деревенская жизнь. Хотя может ли быть жизнь «обычной» в таком величественном месте?











Не хочется покидать такое идиллическое место, но уверена, что впереди нас ждет еще масса удивительного, поэтому мы продолжаем путь.

При выезде из села Арташаван, на западном склоне горы Арагац, к 1600-летию создания армянского алфавита поставили памятник армянскому алфавиту. Комплекс включает скульптуры 39 букв армянского алфавита, а также памятники великих армянских мыслителей. Все буквы и статуи сделаны из армянского туфа.

В конце 390-х годов проповедник из села Ацекац, что близ озера Ван, Месроп Маштоц обратился с идеей создания армянских письмен к католикосу Сааку Партеву. Вскоре при поддержке владыки в тогдашней столице Вагаршапате (ныне Эчмиадзин) был созван специальный церковный собор. Это событие стало не только знаком официальной поддержки Месропа Маштоца со стороны церкви, но также проявлением позиции государства по отношению к общегосударственному вопросу. Несмотря на то, что к этому времени вопрос создания национального алфавита и перевода Библии давно назрел, именно Вагаршапатский синод стал началом процесса его создания. Он практически был официальным решением церкви о необходимости создания алфавита и перевода богослужебных книг, отмены в стране сирийской, парфянской и греческой письменности, тем самым также избавления от некоторого влияния греческой и сирийской церкви.

О том создал ли Маштоц свой алфавит с нуля или восстановил более древние армянские письмена, спорят до сих пор. В настоящее время господствует теория, что еще до Маштоца, некая похожая письменность имела хождение среди армян, в этой связи часто упоминаются, так называемые, «Данииловы письмена». Якобы еще в пятом веке они были изобретены сирийским монахом Даниилом.



По приказу царя Месроп Маштоц собрал первых учеников и начал обучение, но «Данииловы письмена» не прижились в народе, так как очень скоро стало понятно, что этих букв недостаточно для отражения всех звуков армянского языка. И тогда Маштоц со своими учениками предпринял лингвистическую экспедицию в Месопотамию, где, изучая системы письма других народов, он и создал свой алфавит.





Но не просто создал, а предание подчеркивает, что алфавит явился божественным даром, исходящим непосредственно от Создателя. Легенда гласит, что Месроп Маштоц не во сне, не в видении, и не наяву, а в собственном сердце увидел руку Бога, которая выписывала на камне святые письмена. Может быть, поэтому на протяжение всей последующей истории Армении словосочетание «вера-культура» будет обеспечивать выживание народа.

К 410 году алфавит был известен уже практически по всей Армении и вскоре стал одной из главных элементов армянской идентичности.



Какая самобытность и продуманность формы в каждой букве!





Но я снова отвлекаюсь и верчусь по сторонам, не переставая восхищаться окружающими пейзажами.





Наша прогулка, вплотную связанная с армянским языком, продолжается. Далее дорога уходит резко в горы. Ехать нужно очень осторожно, чтобы в целости и сохранности прибыть к следующему пункту назначения – крепости Амберд. Пейзажи за окном автомобиля меняются – на смену цветущим сливам приходят заснеженные вершины гор.





Крепость видна издалека. Она так органично вписана в пейзаж, что кажется частью этих гор. Ее стены-башни словно вырастают из скалы, господствуя над окружающим пространством.

Феодальные замки, подобные Амберду, во множестве воздвигались на территории Армении для защиты ее земли от римлян и парфян, затем от византийцев, персов, татаро-монголов и турок. Армянские строители были незаурядными фортификаторами, они строили свои крепости, используя естественную защиту. Это мог быть скалистый мыс при слиянии горных рек, либо неприступный утес, соединенный с горным массивом узкой полоской земли, но непременным условием всегда было наличие воды, позволявшее выдерживать длительную осаду. Именно так и поступили строители крепости-замка Амберд. Он возведен на мысе, ограниченном обрывами глубоких ущелий.















Крепость стоит на южном склоне горы Арагац (самой высокой горы в Армении), на высоте 2500 метров, в месте слияния двух речек – Архашян и Амберд (правых притоков реки Касах).

Архитектура проста, сурова и подчинена основному требованию – надежно защитить от нападений. Крупные каменные блоки стен должны были принимать на себя удары вражеских метательных снарядов и стенобитных орудий. Украшений никаких нет, только яркие пятна фаянсовых тарелок, вделанных в кладку под зубцами башен, поражали по поверью дурной глаз.







Точная дата основания и заселения Амберда неизвестна. Предполагают, что в 7 веке князья Камсаракан построили между речками многоэтажный замок-дворец, несколько церквей, баню, два водохранилища, водопровод. Весь комплекс обнесли стенами. Местоположение определяло его хозяйственное назначение – Амберд находится около альпийских лугов Арагаца, где летом кочевали княжеские пастухи с отарами. Вероятно, сначала замок был летней княжеской резиденцией.





Сооружение крепости предание приписывает царю Ашоту Железному (914-928), но из письма политического деятеля Армении Григория Магистра Пахлавуни (990-1058) ясно, что Амберд находился в руках князей Пахлавуни с 10 века до нашествия турок-сельджуков. Князь Вахрам Пахлавуни укрепил и благоустроил замок, превратив его в мощную крепость с хорошо налаженным водоснабжением и потайными ходами. На самом мысу перед замком было построено небольшое поселение. Здесь размещался большой гарнизон, и Амберд играл видную роль в системе обороны центрального района Армении.

Церковь, возведенная в новой части поселения, на мысу за пределами замка, сохранилась до наших дней и считается одним из самых совершенных крестовокупольных храмов Армении. Это единственное, точно датируемое сооружение в Амберде. Внутри него над дверью есть надпись, рассказывающая о том, что храм построен в 1026 году князем Вахрамом Пахлавуни.





В конце 11 века Амберд захватили сельджуки. В 1200 году князь Захарэ Долгорукий отвоевал крепость у мусульман. В дальнейшем замок неоднократно перестраивался. В 13 веке на подступах к дворцу из Амбердского ущелья вовзели каменную башню, которая охраняла новые ворота. Неприятель, ворвавшийся в нее, попадал в каменный мешок, где его поджидали защитники Амберда. Но, несмотря на всю мощь оборонительной системы, в 1236 году замок захватили монголы и разгромили его. Крепость потеряла свое значение и, вероятно, окончательно ее разрушили войска Тимура в конце 14 века. Теперь только мощные стены и руины дворца напоминают о былом величии Амберда.

Не хочется расставаться с этим удивительным местом на такой грустной ноте, поэтому совсем немножко весны, которая постепенно добирается даже до вершин гор.







В регионе Арагац нельзя не посетить Церковь «Кармравор» в Аштараке. Аштарак – один из древнейших городов Армении с многочисленными памятниками материальной культуры и традициями национальной жизни и быта. Он славится своими районами, улицами, домами, ландшафтами. Аштарак и поныне сохранил колорит древнего и красивого армянского города.

Большой интерес здесь представляет церковь Кармравор, которая была построена в середине 7 века и сохранилась до сих пор без существенных переделок. Это единственный в Армении памятник, кровля которого уцелела до наших дней. Черепица была накрепко вдавлена в известковый раствор и прибита гвоздями. Кармравор – это маленький мавзолей, по планировке повторяющий подземные усыпальницы. Дом скорби Кармравор выглядит замкнутым, одиноким, будто высекли его из единого монолита. Минимум декоративных украшений, гладкие стены, полумрак внутри – все здесь настраивает на минорный лад. Здесь похоронен великий армянский поэт Геворг Эмин.



Но и в таком месте во мне проснулась аццкая селянка и я не смогла пройти мимо.







Финальным аккордом нашей сегодняшней поездки является село Ошакан, расположенное в нескольких километрах от Аштарака. Упоминания об Ошакане берут свое начало в 5 веке, когда князь Ваган Аматуни организовал захоронение праха создателя армянского алфавита, великого просветителя – Месропа Маштоца, и возвел на его могиле часовню, на месте которой каталикос Геворг IV в 1875-1879 гг. построил церковь Св. Месроп Маштоц.



Могила Месропа Маштоца находится в усыпальнице под алтарем церкви.



Все здесь связано с армянским алфавитом. Например оригинальные клумбы.



Или вот такой алфавит в виде хачкаров – армянских каменных плит, украшенных резьбой. Очень красиво. Резьба весьма тонкая, четкая и затейливая. Поначалу даже не верится, что это камень. Буквы вписаны в резные картины. Сюжет нигде не повторяется.



















Мы улетали из Москвы под жутким снегопадом и холодом, поэтому мимо цветущей сирени я, конечно же, не смогла пройти.

Ну, вот и все на сегодня. А следующая наша прогулка пройдет по маршруту Севан - Дилижан.