Франц Легар «Веселая вдова» - Театр оперетты

Поняв, что драматический театр с каждым разом привлекает меня все меньше, я решила дать шанс театру музыкальному и отправилась в театр оперетты на «Веселую вдову».

«Веселая вдова» (Die lustige Witwe) австро-венгерского композитора Франца Легара (Franz Lehár) по мотивам комедии французского драматурга Анри Мельяка (Henri Meilhac) «Атташе из посольства» (L’attaché d’ambassade) – одна из популярнейших оперетт в мире. По-моему, невозможно представить такой музыкальный театр, в репертуаре которого не было бы одного из самых исполняемых произведений – «Веселой вдовы». А либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар».

Первый показ «Вдовы» прошел в Вене в 1905 году, и австрийцы оказались без ума от специфически венской легкости бытия, восславленной Легаром. При этом либретто, с виду незамысловатое, прятало толику злободневной для того времени сатиры. Маленькая балканская страна Понтеведро, откуда в Париж прибывает героиня оперетты, - вроде бы Черногория, которая в начале 20 века была обременена громадной суммой государственного долга, причем большую часть этой суммы следовало выплатить австрийским банкам. Вот почему денежный вопрос для Черногории был таким острым, и Австрия могла позволить себе эту тонкую издевку в адрес своего должника. Конечно, не напрямую. Надо ли говорить, как нужна была такой пьесе талантливая, свежая, свободная от рутины музыка.

Итак, молодая, красивая и очень богатая вдова банкира-миллионера Ганна Главари из небольшого балканского государства после смерти мужа приезжает в Париж развеять тоску. Этого события с трепетом ожидают не только столичные ловеласы, но и государственные чиновники. За вдовой нужен глаз да глаз, ведь молодой даме чего доброго вздумается выйти замуж за иностранца, и тогда несметные капиталы уплывут из находящейся на грани банкротства страны.

Как назло, в обществе, где вращается Ганна, все ее соотечественники оказываются почтенными главами семейства, и лишь один граф Данило, бывший кавалерийский офицер, прожигающий жизнь в увеселительных заведениях Парижа, подходит на роль потенциального мужа. Ему-то и было велено окрутить миллионершу. Но дипломат из мужской гордости не желает продаваться за деньги, а тут еще в богатой вдовушке он узнает свою первую возлюбленную, простую дочь мельника, с которой он когда-то мечтал обручиться. Давние обиды берут верх, и граф отказывается жениться на подлой изменнице, даже ради спасения своего отечества. Однако и у мадам Главари имеются счеты к бывшему возлюбленному – она убеждена, что именно он накануне свадьбы бросил ее и тайно сбежал в Париж, где теперь уже много лет ведет разгульный образ жизни. И как быть теперь бедным влюбленным? Как доказать всему миру и друг другу, что деньги – деньгами, но любовь-то не заглохла?

Подобный сюжет (разумеется, с хеппи эндом) для оперетты просто идеален. Сколько хитросплетений юмора и расчета, создающих причудливые лабиринты действия, сколько поводов для недоразумений, разрешающихся вальсом, интимной лирики в водовороте флирта, измен и привязанностей, покрытых флером легкого скепсиса.

Я почему-то раньше никогда не задумывалась о том, что жанр музыкального спектакля чертовски сложен – ведь в идеале артистам необходимо петь как в опере, танцевать как в балете и играть как в драме.

Мне пока очень трудно сказать что-либо вразумительное из-за отсутствия, так скать, подобного опыта, но одно могу сказать точно – мне безумно понравилось. Неимоверной красоты декорации, бесподобная музыка, сочетающая в себе венскую звучность и радость музыкальных красок со славянской мечтательной лирикой, и танцы, и уместные шутки, - все было просто замечательно.

Метки: ,