Метод / El método (2005)

Жорди Галсеран – каталонский драматург, сценарист, переводчик, по мотивам пьесы («Метод Гренхольма») которого в 2005 году режиссер Марсело Пиньейро снял фильм «Метод» (El Método).

Мадридская компания проводит собеседование с несколькими кандидатами на некую должность, которая не называется. В одной комнате сходятся самые успешные и квалифицированные – пятеро мужчин и две женщины, чтобы в конце остался только один. Им предстоит пройти несколько тестов и практических игр, после которых они узнают много об окружающих и о себе. Суть «метода Гренхольма» заключается в том, что с героями никто не собирается беседовать, вместо этого на экране компьютера появляются задания, с которыми им надо справиться сообща и самим решить, кто из соискателей лишний. Естественно, что никто не собирается уступать.

Фильм – это чистой воды пьеса, разыгранная в стенах одной комнаты. Главный козырь и двигатель картины – напряженный диалог. Из актерского состава я лично никого не знаю, но это явилось дополнительным плюсом – никто не тянет одеяло на себя. Они равноценны, как и специалисты, которых играют.

Марсело Пиньейро снял донельзя реалистичное, злободневное кино, начисто лишенное испанского колорита, что для страны фламенко и матадоров большая редкость. Музыка, подстегивающая зрительские эмоции, в фильме отсутствует. Напряжение ощущается, как ток в проводах, в молчаливых перекрестных взглядах героев.

Так что же все-таки важнее – остаться порядочным человеком или преуспеть? Каждый определяет это для себя сам, пройдя собеседование. Самые бессовестные получают место, а с ним и власть, и потом правят миром. Плюнуть в душу другому, перешагнуть через собственные принципы – вот с чем подчас ассоциируется успех.

Я не просто так уселась смотреть этот фильм. Я очень хотела пойти на спектакль «Метод Гренхольма» в Государственный Театр Наций, поставленный болгарским режиссером Явором Гырдевым, и в котором играют такие замечательные актеры как Сергей Чонишвили, Игорь Гордин и Виктория Толстоганова, но побоялась. Я знаю, что Явор Гырдев тяготеет к театру интеллектуальному, концептуальному, поэтому вполне возможно, что не всем доступному и понятному. В «Методе Гренхольма» нет ничего, кроме запертых в одной комнате покорителей офисного Олимпа, ничего, что могло бы отвлечь от спутанных монологов и диалогов. А значит, именно в них необходимо уместить мощь стихийного бедствия, непредсказуемость детективной истории и яркость карнавала – целую вселенную! Я побоялась не понять, недооценить. У меня нынче настроение, которое зовется Сергей Чонишвили, а значит, я не могу позволить себе разочарования, я лучше посмотрю кино :)

Метки: