«Шум за сценой» - Театр имени Моссовета

Безимени-1 (287x400, 251Kb)

«Шум за сценой» (Noises Off) – самая популярная комедия Майкла Фрейна впервые была поставлена в Лондоне, а годом позже состоялась бродвейская премьера и с тех пор, вот уже четверть века, пьеса не сходит со сцен театров по обе стороны Атлантики.

Пьеса состоит из трех актов. Акт первый рассказывает о генеральной репетиции обычного спектакля, которая происходит за день до его премьеры в Гранд-театре в Weston-super-Mare. Темпераментный и опытный режиссер Ллойд Даллас ставит какую-то глупейшую пьесу – в загородный дом под видом арендаторов приезжает парочка молодых любовников. Как на беду, в это время возвращаются хозяева, которые скрываются от налоговых инспекторов и не хотят никем быть замеченными. Еще чуть позже в окно залезает вор, который узнает в одной из героинь свою дочь.

Действие второго акта происходит месяц спустя, за кулисами Королевского театра в Ashton-under-Lyne. Здесь начинает выясняться, что интриги в самой труппе гораздо запутаннее, чем интрига играемой пьесы. От одного из актеров ушла жена, кто-то в кого-то влюблен, кто-то страшно ревнует, а немолодой исполнитель роли вора спивается. Выясняют отношения актеры не только за кулисами, но и прямо на сцене во время спектакля. Разумеется, они опаздывают с выходом, путают двери, не вовремя выносят на сцену реквизит – нелепости и комические недоразумения громоздятся одно на другое. Актеры совершенно не готовы, поставить их на место некому – Ллойд в Лондоне, где занят режиссурой нашумевшего спектакля «Ричард III».

Акт третий повествует о выходе актеров на сцену в последний раз за десять недель в Муниципальном театре в Stockton-on-Tees. Каждый из них изможденный и уставший. Никто не может вспомнить, что нужно делать в тот или иной момент. Спектакль полностью проваливается, произносится последняя реплика и занавес опускается.

В Театре имени Моссовета (куда я ходила в четверг) пьесу «Шум за сценой» поставили Александр Леньков и Павел Холмский. И вот, что я хочу об этом сказать.

Все-таки у нас легкость, ироничность, язвительность, а местами и интеллектуальное бесстрашие Майкла Фрейна прочитываются с трудом. По крайней мере, это очень хорошо ощущалось во время немного утомительного первого акта. Нет, смотрелось неплохо, но я все чаще вспоминала этот спектакль в исполнении актеров Театра Сатиры, куда я ходила лет пятнадцать назад.

Ко второму акту комедия положений достигает у Фрейна своего апогея, где властвует абсурд закулисной жизни, где актеры давно забыли, зачем они здесь, и предаются во время гастрольных спектаклей кто тихому пьянству, кто любовным утехам и страстям. Здесь механизм комедии, наконец, начинает действовать и зрительный зал Театра имени Моссовета, который только затем туда и ходит, чтобы посмеяться или поплакать, начинает покатываться со смеху. То, что творится на сцене, пересказывать бесполезно, все равно как стихи прозой. Но чем ближе финал, тем истошнее ухохатываются зрители.

Второй акт сыгран настолько легко и виртуозно, что удовольствие от прекрасно проведенного вечера стирает в памяти немного затянутый первый час.

Метки: ,